«… да соплетём венец насадителю
российского слова»
(по
книге А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»)
Котельникова
Наталья Николаевна
Нижнетагильский
педагогический колледж №2
преподаватель
психолого-педагогических дисциплин
Дочитала книгу
А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». В рамках школьной
программы это произведение уже мною «проходилось», но не помню, чтобы тогда оно
меня особенно задело. На n-ном десятке лет понимаешь всё по-другому. Что ни
глава, то открытие. Вот очередное: «Слово о Ломоносове».
Автор обращается к
памяти Ломоносова у столпа ему (надгробия): «…доколе слово российское ударять
будет слух, ты жив будешь и не умрешь». Здесь Радищев обозначает проблему сохранения
и развития русского языка, которая не может не притягивать внимание современного
учителя.
Тревожные чувства
возникают, когда слышишь речь современных подростков, и не только подростков.
Казалось бы, воспитатели и учителя, являясь примером для подражания, обладают
грамотной речью… Увы!
Совсем стало грустно,
когда наткнулась на статью об отмирании русского языка здесь.
В главе «Слово о Ломоносове»
А.Н.Радищев отдает дань уважения русскому учёному за создание грамматики,
заслуженно при этом подчёркивая, что Ломоносов «… даёт понятие о человеческом
слове вообще яко благороднейшем по разуме даровании, данном человеку для сообщения
своих мыслей».
Трудно не согласиться
с автором, что «Слова есть изображение наших мыслей…». Как человек думает,
так и говорит. А как говорит, так и поступает, или намерен поступить. В
произведениях русской литературы характер героев выражен через логическую
цепь: мысли – речь – поступки.
Вспоминая судьбу
самого Александра Николаевича Радищева, становится понятным волнение
Екатерины II
по
поводу «… намерений, в сей книге изображенных».
Таким образом, обращение
автора к памяти М. В. Ломоносова – «Учителя в слове и всегда достойный пример
на последование» - заставляет современного человека задуматься о том,
насколько грамотно он говорит и пишет, а по сути – мыслит.
|
Вступление
Проблема
Комментарий к проблеме
Авторская точка зрения
Согласие с автором
Заключение
|
Наталья Николаевна, очень удобно и рационально, оказывается, вести блог на основе проекта или параллельно с ним. Мы до этого даже не додумались. Я наконец-то смогла посмотреть внимательно все ваши продукты, когда они собраны в одном месте и систематизированы, яснее представляешь масштабы проделанной работы. Восхищаюсь Вашей жизненной позицией "Учусь, как обычно". Я же чаще слышу от коллег другое: "Мне это уже не пригодится", "Лучше проверенное старое, чем подозрительное новое", "Вон, молодые пусть учатся" и т. п. У вас есть чему поучиться. Спасибо!
ОтветитьУдалить