Итоги


здесь


Эссе
«… да соплетём венец насадителю российского слова»
(по книге А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»)

                                                                                                                  

Котельникова Наталья Николаевна
Нижнетагильский педагогический колледж №2
преподаватель психолого-педагогических дисциплин
сайт-портфолио: http://nepromenyali.jimdo.com/

Дочитала книгу А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». В рамках школьной программы это произведение уже мною «проходилось», но не помню, чтобы тогда оно меня особенно задело. На n-ном десятке лет понимаешь всё по-другому. Что ни глава, то открытие. Вот очередное: «Слово о Ломоносове».
Автор обращается к памяти Ломоносова у столпа ему (надгробия): «…доколе слово российское ударять будет слух, ты жив будешь и не умрешь». Здесь Радищев обозначает проблему сохранения и развития русского языка, которая не может не притягивать внимание современного учителя.
Тревожные чувства возникают, когда слышишь речь современных подростков, и не только подростков. Казалось бы, воспитатели и учителя, являясь примером для подражания, обладают грамотной речью… Увы!
Совсем стало грустно, когда наткнулась на статью об отмирании русского языка здесь.
В главе «Слово о Ломоносове» А.Н.Радищев отдает дань уважения русскому учёному за создание грамматики, заслуженно при этом подчёркивая, что Ломоносов «… даёт понятие о человеческом слове вообще яко благороднейшем по разуме даровании, данном человеку для сообщения своих мыслей».
Трудно не согласиться с автором, что «Слова есть изображение наших мыслей…». Как человек думает, так и говорит. А как говорит, так и поступает, или намерен поступить. В произведениях русской литературы характер героев выражен через логическую цепь: мысли – речь – поступки.
Вспоминая судьбу самого Александра Николаевича Радищева, становится понятным волнение Екатерины II по поводу «… намерений, в сей книге изображенных».
Таким образом, обращение автора к памяти М. В. Ломоносова – «Учителя в слове и всегда достойный пример на последование» - заставляет современного человека задуматься о том, насколько грамотно он говорит и пишет, а по сути – мыслит.
Вступление




Проблема




Комментарий к проблеме




Авторская точка зрения



Согласие с автором






Заключение

1 комментарий:

  1. Наталья Николаевна, очень удобно и рационально, оказывается, вести блог на основе проекта или параллельно с ним. Мы до этого даже не додумались. Я наконец-то смогла посмотреть внимательно все ваши продукты, когда они собраны в одном месте и систематизированы, яснее представляешь масштабы проделанной работы. Восхищаюсь Вашей жизненной позицией "Учусь, как обычно". Я же чаще слышу от коллег другое: "Мне это уже не пригодится", "Лучше проверенное старое, чем подозрительное новое", "Вон, молодые пусть учатся" и т. п. У вас есть чему поучиться. Спасибо!

    ОтветитьУдалить